Фото: bospor.com.ru
А для журналиста — это повод побывать на репетиции, где проходит предварительная работа по созданию спектакля: от идеи до раскрытия режиссёрского замысла через актёрскую игру.
В Керчи на горе Митридат было найдено театральное кресло пантикапейского театра, здесь в дореволюционные годы публика рукоплескала артистам драматических и оперных театров из Италии, Греции, Франции, Англии. На театральных подмостках города выступали Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Фаина Раневская. В наши дни служителей Мельпомены собирает в Керчи Международный фестиваль «Боспорские агоны». Поэтому кажется закономерным, что экскурсоводы, научные сотрудники, заведующие отделами Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника, помимо основной научной работы, стали ещё и актёрами Музейного театра и успешно осуществляют эту творческую деятельность.
В канун Международного дня театра во время одной из репетиций сотрудники музея-заповедника рассказали еженедельнику «Боспор» о том, кто был идейным вдохновителем создания театрального коллектива, какова его миссия, есть ли на сцене место импровизации и многом другом.
— Уважаемые актёры, сейчас вечер пятницы, керчане спешат с работы домой, а у вас за круглым столом кипит работа над новой постановкой… Расскажите, как создавался Музейный театр?
Артём Шевкопляс,
заведующий отделом истории Великой
Отечественной войны ВКИКМЗ:
— У генерального директора нашего историко-культурного музея-заповедника Татьяны Викторовны Умрихиной идея открыть Музейный театр зрела давно. Когда мы представили керчанам и гостям города череду театральных представлений, Татьяна Викторовна увидела, что мы готовы к созданию театрального коллектива. Она сказала: «Я на вас давно смотрела и предлагаю вам стать ещё и актёрами Музейного театра».
Татьяна Трекова,
заведующая историко-археологическим
отделом ВКИКМЗ:
— В начале ноября 2019 года к Всероссийской акции «Ночь искусств» мы подготовили для посетителей особняка Месаксуди костюмированную экскурсию. Мероприятие получилось настолько успешным, что уже 13 ноября 2019 года был создан Музейный театр. А первая постановка «Нам нужна одна Победа» состоялась в рамках конференции «Военно-исторические чтения» в пороховом погребе Керченской крепости.
— Что для научных сотрудников означает быть актёром Музейного театра?
Надежда Макарова,
заведующая отделом научно-
просветительской работы ВКИКМЗ:
— Я историк, для меня быть актрисой Музейного театра — это значит многие годы быть далеко от театрального ремесла — и вдруг выйти на сцену, проживать роли, создавать образы, облачаться в костюмы, стать частью театрального действа. Мне это очень интересно, много общаешься и многое познаёшь.
Юрий Шелепо,
младший научный сотрудник историко-
археологического отдела ВКИКМЗ:
— Для меня быть актёром Музейного театра значит постоянно работать над собой, заниматься сценречью, развивать дикцию, эмоциональность, артистизм. Это помогает вдохнуть жизнь в презентации выставок, в экскурсии, научные конференции.
Артём Шевкопляс,
заведующий отделом истории Великой
Отечественной войны ВКИКМЗ:
— Быть актёром Музейного театра значит постоянно балансировать между необходимостью сохранить историческую достоверность и возможностью сотворить театральное зрелище. Здесь лучше сделать выбор в направлении театральной скромности, чем погрешить против истины, исторических фактов.
— В чём вы видите миссию Музейного театра?
Анастасия Чурина,
младший научный сотрудник
отдела «Картинная галерея»:
— Музейный театр задумывался не только как зрелище для развлечения публики, хотя в проведении экскурсий мы отходим от обычного рассказа. Главная задача театра – продемонстрировать исторические события. В наглядной форме взрослые и дети хорошо запоминают исторические факты. Зрелищными театральными методами сотрудники музея-заповедника рассказывают об удивительных событиях и личностях от античности до современности.
— То есть, миссия театра: просвещая, развлекать — развлекая, просвещать. А в какой атмосфере проходят репетиции?
Татьяна Трекова,
заведующая историко-
археологическим отделом ВКИКМЗ:
— Наши репетиции проходят в тёплой, дружеской атмосфере, часто весёлой. Бываем друг с другом не согласны и нередко спорим. Первый наш спектакль «Эзоп» по пьесе Гильерме Фигейредо “Лиса и виноград” поставил Артём Шевкопляс, профессиональный актёр, окончивший Крымский республиканский вуз «Школа-студия при Крымском академическом русском драматическом театре имени
М. Горького». Сейчас Музейным театром руководит Светлана Горбунова, мы её очень любим, слушаем, с режиссёром почти не спорим.
— Недавно я побывала в Керченском политехническом колледже на премьере документального фильма «Дорогой подвига Марии Молчановой», в котором снимались артисты Музейного театра. Подвиг керченской медсестры будет жить, пока снимают такие фильмы. Вы играли роли защитников Аджимушкайских каменоломен, раненых, которым в подземном госпитале катастрофически не хватало воды, и они умирали даже не от потери крови, а от жажды…
Артём Шевкопляс,
заведующий отделом истории Великой
Отечественной войны ВКИКМЗ:
— Это уже не первые наши съёмки в подземелье Аджимушкая. Есть опыт участия в игровых эпизодах видеороликов для сайта ВКИКМЗ и телевизионных передач. Холод, подземелье, условия, максимально приближенные к той военной реальности усиливали эмоции, которые мы старались выразить – страдание от жажды раненых и горячее желание медиков им помочь. Санинструктор Мария Молчанова добывала воду из колодца, рискуя своей жизнью и героически погибла. Аджимушкай – это место, где, как во время экскурсий, так и во время съёмок напитываешься атмосферой трагедии и подвига.
Надежда Макарова,
заведующая отделом научно-
просветительской работы ВКИКМЗ:
— Для нас, сотрудников музея-заповедника, герои Аджимушкая – родные люди. Поэтому играть в фильме участников защиты подземного гарнизона нам было сложно и одновременно легко, потому что нам эти люди близки и дороги.
— Если вернуться к театральным постановкам, образно можно сказать, что спектакль – это минное поле, проверено: мины есть! Сколько ни репетируй, никто не застрахован от того, чтобы вдруг забыть текст роли, наступить кому-то на подол, задеть колонну или реквизит... Как выходите из непредвиденных ситуаций?
Татьяна Трекова,
заведующая историко-
археологическим отделом ВКИКМЗ:
— Да, это очень волнительно, сделать ошибку, не справиться с задачей, но у актёров на сцене срабатывает взаимовыручка.
Анастасия Чурина,
младший научный сотрудник
отдела «Картинная галерея»:
— Во время спектакля существует поддержка во всём: если один растерялся, другой возьмёт инициативу, пауз не возникает. Но за свой реквизит каждый отвечает сам. Если что-то забыл из реквизита, на сцене самостоятельно выходи из ситуации.
— Так и появляется место импровизации… А ещё – в каких случаях ей место?
Артём Шевкопляс,
заведующий отделом истории Великой
Отечественной войны ВКИКМЗ:
— Некоторым актёрам театра мы запрещаем импровизировать, хотя они об этом мечтают. Им очень хочется сделать что-то особо остроумное, экстравагантное, парадоксальное. Но от этого вся ситуация на сцене может пойти не по плану. Хотя зрители могут даже не заметить этого, мы всё равно сохраним рисунок спектакля. Потом эти случаи становятся для нас мемами: смеёмся, напоминаем друг другу…
— А какие спектакли вы сами смотрите? Что вас вдохновляет?
Анастасия Чурина,
младший научный сотрудник
отдела «Картинная галерея»:
— Смотрим спектакли, которые привозят в Керчь театры нашей большой страны. В Керченском драматическом театре имени А. Пушкина хорошие постановки – коллектив стал победителем городского рейтинга «Золотой грифон» в номинации «За достижения в области культуры и искусства».
— Как вы считаете, почему зрители до сих пор приходят в театр, если дома доступны лучшие записи мировых постановок, фильмы, сериалы, игры?
Татьяна Трекова,
заведующая историко-археологическим
отделом ВКИКМЗ:
— Приходят потому что театр – это встреча с живым, неповторимым искусством в моменте, это эмоции здесь и сейчас, возможность выйти из дома и интернет-пространства. Это общение, обмен энергией, эмоциональный подъем!
— Успехов вашему коллективу! С Днём театра!
А во время одного из торжественных мероприятий с участием Музейного театра на вопросы издания «Боспор» ответила генеральный директор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Татьяна Умрихина:
— Татьяна Викторовна, во время экскурсий, выставок, конференций ВКИКМЗ всегда много посетителей и прессы. Зрители под большим впечатлением от интерактива и вовлечённости в ожившую историю. Как эти идеи появились?
— Сотрудникам музея-заповедника всегда хочется сделать что-то интересное, чтобы осуществить наш принцип работы «Через сердце – к разуму», научить людей любить свою историю, свой город, свою Россию. Важно проводить информацию через сердце.
Когда в мире случилась пандемия, у нас родился Музейный театр, и теперь мы стараемся, чтобы наши мероприятия выходили неординарными, делаем всё, чтобы интересно и творчески приоткрывать исторические тайны. Мне очень приятно, что наши акции собирают большое количество желающих к ним присоединиться. Керчь, гора Митридат, особняк Месаксуди – особые места силы: на нашей исторической земле театральные, литературные, музыкальные постановки проходят с вдохновением и успехом, затрагивают сердца людей. Я думаю, что решение о создании Музейного театра правильное. Отзывы зрителей доказывают то, что мы выбрали верный путь.
— Как коллектив ВКИКМЗ реагирует на попытки отмены русской культуры недружественными элитами отдельных стран?
— Наш коллектив воспитан в русских традициях. Когда говорят о том, кто приближал Крымскую весну, я считаю, что наш коллектив сыграл большую роль. «Этот день мы приближали как могли» не только своей ежедневной работой, но и проведением фестиваля «Боспорские агоны». Вы помните, что с конца 90-х годов и в особо сложные для русскоязычного Крыма 2011-12-13 годы во время «Боспорских агонов» с Пантикапея и Митридатской лестницы звучал голос российского консула. В разные годы актёры Василий Лановой, Владимир Коренев, Алексей Кузнецов, Александр Филиппенко, Лариса Лужина, Александр Голобородько читали здесь произведения Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого. Сотрудники нашего музея-заповедника многие десятилетия несли великое русское слово, не давали умереть русской культуре.
— Эту миссию вы продолжаете и сейчас, когда недружественные силы ополчились на Россию…
— Мы стараемся не дать людям забыть историю Великой Отечественной войны. В наше время, когда коллективный запад пытается «поднести фитиль к распаду России» ассоциация с событиями Великой Отечественной войны, конечно же, есть. Нельзя допустить того, чтобы люди растерялись, испугались, мы же знаем, что кто-то бежит из страны, забывает своё имя. Но к нам во время военно-исторических мероприятий приходит столько людей, что двери не закрываются. Это показатель того, что Керчь осталась прежней, жив наш патриотический дух.
Я считаю, что города Керчь и Севастополь — опора всего Крыма, оплот с запада и востока — должны сейчас сыграть важную роль в российском обществе. Коллектив нашего музея-заповедника всё для этого делает.
В репертуаре Музейного театра Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника – спектакли и театрализованные экскурсии на античную тематику «Древний Пантикапей приветствует гостей», «Славные Дионисии», «Эзоп», спектакли о защитниках города-героя «Нам нужна одна Победа», «Не умирает мужество солдат», театрализованная видеоэкскурсия «Ожившие картины» Николая Бута, постановки о семье фабрикантов Месаксуди.
Поистине, для научных сотрудников музея-заповедника мир – театр! Они с удовольствием отходят от формы простого рассказа в экскурсиях, применяют методы зрительной реконструкции, воссоздают события по первоначальным источникам, используют приёмы локализации — связи действия с конкретным местом — и соучастия экскурсантов.
Красочные и содержательные постановки Музейного театра каждый раз становятся ярким событием в культурной жизни города. Особым воздействием обладают спектакли, в которых сила искусства позволяет взглянуть на себя со стороны, задуматься и сделать выводы, в чём-то измениться. Потом можно долго разгадывать образы и метафоры постановки.
Беседовала Наталья Новикова
Источник: Bospor.Com.Ru
24.03.2023 11:27