В керченском лапидарии покажут иудейские памятники

    23 ноября 2018 г.  в Лапидарии – «Музее каменных древностей» в 16:00  состоится открытие временной выставки в рамках цикла «Музейные древности». Тема выставки – «Иудейские памятники».  

Выставка призвана ознакомить посетителей с вкладом «народа Израилева» в историю и культуру Боспора. В эпоху эллинизма большие массы евреев переселились в Малую Азию, где сравнительно быстро адаптировались, усвоив греческий язык и заимствуя одежду и некоторые обычаи. Переселившись на Боспор из античных городов Малой Азии, евреи продолжали пользоваться уже знакомым им греческим языком, хотя их религиозным языком неизменно оставался иврит. Религия иудеев и античная философия легли в основу христианского вероучения. Иудейские эпиграфические памятники наиболее полно иллюстрируют переход от политеизма к монотеизму, рассказали в музее-заповеднике.

Главная идея выставки – вклад населения Боспорского государства, исповедующего иудаизм, в формирование нового мировоззрения, отразившегося в создании цивилизаций на основе мировых религий.

В эпоху эллинизма большие массы евреев переселились в Малую Азию, где сравнительно быстро адаптировались, усвоив греческий язык и заимствуя одежду и некоторые обычаи. Здесь, на периферии, иудеи надеялись найти себе кров и спокойную жизнь. Они представляли собой отнюдь не подавленную и сломленную группу, а тех, кто дерзнул вступить в открытое противоборство с могущественным Римом. Уникальность еврейской диаспоры состоит в том, что в течение длительного периода своей истории абсолютное большинство евреев оказалось оторвано от своей исторической родины Иудеи (Израиля), расселившись по всему миру, однако сохранивших свою веру и культуру.

На выставке будут представлены иудейские надгробия с иудейской символикой, представляющие собой весьма скромные памятники. Эта особенность сохранилась по сей день, неся в себе идею равенства всех перед богом и лицом смерти, независимо от положения в обществе при земной жизни человека.

Евреи-переселенцы, приток которых на Боспор в конце II – начале III вв. н.э. обусловлен гонениями, объявленными римским императором Адрианом после восстания Бар-Кохбы, надеялись найти себе кров и спокойную жизнь на Боспоре. Боспорские греки, будучи народом толератным и веротерпимым, брали лучшие достижения чужих религий и культур и ставили их себе на службу. Во II—III вв. н. э. в боспорских городах получают распространение фиасы – религиозные союзы, почитавшие богов, обладающих сотерическими (спасителями функциями: Афродиту Апатуру, Зевса и Геру Спасителей, Посейдона; особенно распространено было почитание «бога высочайшего», «внемлющего», «справедливого», «гремящего». Надпись фиаса (КЛ-265) иллюстрирует этот процесс.

В условиях экономического и политического кризиса в боспорском обществе происходит полное слияние образов греческих и местных божеств, наделение их самыми неожиданными атрибутами и функциями. В римское время происходит переход к монотеизму, что нашло отражение в создании образов верховных богов. Распространению монотеизма способствовало знакомство с иудейской религией. Греки обращаются со своими чаяниями к божествам, обладающим сотерическими (спасительными) функциями. На выставке планируется экспонирование посвящения Зевсу Высочайшему, вседержителю (или миродержцу) непобедимому (КЛ-1777). В перечислении эпитетов божества прослеживается влияние гимнографической традиции.

Интереснейший документ, представленный на выставке – манумиссия (КЛ-2491) – юридический акт, на основании которого рабу даровалась свобода «при условии почитания и усердного посещения молельни, под опекой также и иудейской синагоги». Вероятно, не последней причиной распространения влияния иудаизма на Боспоре являлась именно манумиссорская деятельность последователей данной религии. Адептами иудейского культа Θε?ς ?ψιστος могли быть не только члены диаспоры, но и лица нееврейского происхождения, полупрозелиты, не связанные с общиной иудеев, либо прозелиты, зачастую из числа вольноотпущенников.

История Керчи, насчитывающая более 26 веков, хранит информацию о культуре разных народностей и религиозных концессий. Одну из ярких страниц многовекового прошлого Керчи вписали евреи – народ-скиталец, история которого насчитывает около пяти тысячелетий. Боспорские иудейские надгробные памятники, в большинстве без надписей, интересно и своеобразно представили время и создавший их народ.

 
По теме
Синоптики предупреждают крымчан о сильном ветре. В течение суток 29 марта ожидается усиление южного, юго-западного ветра 17-22 м/с.
На Крым надвигается сильный ветер - Крымское информационное агентство По данным Крымского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды вечером 28 марта, в течение суток 29 марта в Крыму ожидается усиление южного, юго-западного ветра 17-22 м/с.
Крымское информационное агентство
Синоптики предупреждают крымчан о сильном ветре. В течение суток 29 марта ожидается усиление южного, юго-западного ветра 17-22 м/с.
НИА Крым
Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю с начала сезона активности клещей проводит мониторинг за клещевым вирусным энцефалитом и другими инфекциями, передающихся клещами.
Роспотребнадзор по Республике Крым
«От медиков Крыма – медикам фронта!» - Государственный Совет   Председатель Комитета по здравоохранению и социальной политике Анна Рубель в рамках акции «От медиков Крыма – медикам фронта!», которая проводится по инициативе Комитета при содействии Министерства здравоохранения Крыма,
Государственный Совет
Позабыт, позаброшен... - Крымская правда Позабыт, позаброшен... Фото автора. Дворец графини Ольги Паниной в Гаспре - один из самых старинных замков Крыма.
Крымская правда
Профильный Комитет обсудил состояние крымских памятников Великой Отечественной войны - Государственный Совет Комитет по культуре и вопросам охраны культурного наследия на своем заседании, которое провел его председатель Николай Волков, обсудил вопрос о состоянии памятников,
Государственный Совет